Особенности формирования учебной мотивации в подростковом возрасте

12.05.2021

Цикл «Слово психологу!»

Подростковый возраст характеризуется нарастанием самостоятельности, автономии, независимостью от взрослых. Часто проблемы во взаимодействии с подростками у взрослых возникают по любому, даже самому незначительному поводу. Не исключением является и учебная деятельность. Распространённой ошибкой и педагогов, и родителей является объяснение трудностей с обучением и нежелания учиться подростковым кризисом. Предлагаем вам познакомиться с особенностями проявления учебной мотивации в подростковом возрасте.

Мотивация — первый и основной компонент учебной деятельности. Мотивация по отношению к деятельности может быть внутренней или внешней, но при этом она всегда является внутренней характеристикой ученика. Мотивация тесно связана с успешностью и результативностью учебной деятельности, связана со смыслами учения. Структура мотивации у подростков — динамичный и изменяющийся компонент. Мотивация — это сплав движущих сил поведения, открывающихся в виде потребностей, влечений, интересов, это иерархия стойких мотивов, состоящих из четырех компонентов:

  • удовольствие от самой деятельности;
  • значимость для личности её результата;
  • мотивирующая сила вознаграждения;
  • принуждающее давление на личность.


В подростков возрасте наибольшее значение приобретают первые два компонента. В исследованиях Ю.В. Клепач, Т.В. Рубцовой («Особенности мотивации учебной деятельности подростков»// Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review, 2019) при изучении причин выбора подростками любимых/нелюбимых предметов, среди наиболее распространённых доводов были:

  • нужен или не нужен данный предмет для дальнейшей учебы;
  • интересен или неинтересен данный предмет,
  • нравится/не нравится, как преподает учитель.


Таким образом, на первый план выходит не мнений родителей, учителей и/или товарищей о важности, значимости предмета, а собственно прагматичные взгляды, познавательные интересы и устремления, эмоциональная привлекательность учебного материала. При этом нужно отметить, что учебная мотивация у младших подростков еще во многом зависит от позиции взрослого, внимания к успехам в школе, поддержки в ситуациях неуспешности, даже в страхе наказания за плохие отметки. Младшим подросткам как никогда важна эмоциональная связь с учителем. Снижение учебной мотивации (так называемая «мотивационная яма») отмечается в возрасте 11-12 лет, когда младшие школьники переходят на другой уровень образования. Изменяется сама модель обучения — от одного, как правило внимательного и заботливого учителя, дети переходят к множеству разных, порой равнодушных или одержимых только своим предметом, учителей. Создание проблемных ситуаций на уроках, связанных с переживанием познавательного удивления или интеллектуального затруднения, эмоциональная окраска материала, разнообразие приемов учебной работы, новизна материала с опорой на ранее изученный — все это будет способствовать поддержанию учебной мотивации. Большое значение для формирования учебной мотивации младших подростков имеет организация воспитательной работе в школе, классе.

Можно выделить две ключевые линии в воспитательной работе в этом направлении:

  • воспитание широких социальных мотивов деятельности, включение учеников в разные виды деятельности (социальное проектирование, волонтерскую, исследовательскую деятельности и др.), понимание смыслов деятельности, осознание важности изучаемого для успешности любой собственной деятельности;
  • воспитание классного коллектива.


Целью воспитательной работы становится формирование класса как слаженной команды, способной решать различные задачи. Эта линия приобретает особое значение, если класс сборный либо в класс пришли новые ученики после начальной школы. Учителю необходимо работать как с лидерами класса, формировать позитивный актив учеников, так и с учениками, отверженными, которые испытывают дискомфорт, например, вследствие трудного характера, неблагополучной семьи, неразделенной дружбы. Положительная атмосфера класса, принадлежность к значимой (референтной) группе сверстников — залог успешности в учебной деятельности младших подростков, ведущей деятельностью который является общение со сверстниками. В более старшем возрасте для подростков значимыми условиями сохранения учебной мотивации становится возможность проявлять свободу и самостоятельность, причем у юношей данная потребность выражена гораздо ярче, чем у девушек. Подростку важно осознавать, что к нему относятся как к взрослому и самостоятельному человеку. Гендерные различия проявляются и в предпочтении девушками, в отличии от юношей, порядка и дисциплины на уроках, эмоциональной привлекательности учителя.

Индивидуальные причины снижения учебной мотивации связаны у подростков с непониманием учебного материала, провалами в знаниях с одной стороны и страхом признаться в своей несостоятельности (неумелости, некомпетентности) и попросить помощи у взрослых.

В какой помощи нуждаются подростки?Хочу такой сайт

В результате исследования Ю.В. Клепач и Т.В. Рубцовой было выявлено, что на первом месте стоят затруднения, связанные с организацией времени и рабочего дня. Снижение самодисциплины, появление новых увлечений и интересов, большие временные затраты на гаджеты, перегруженность программ обучения — все это приводит к отсутствию планирования дня, недели, месяца, четверти.

На втором месте стоят трудности, связанные с непониманием нового материала и нежеланием обратиться к учителю для его разъяснения. 22% подростков (большинство из них – юноши) не обращаются за дополнительными разъяснениями к учителям вследствие страха критики, боязни быть отверженными, боязни насмешек и неодобрения со стороны одноклассников. Проблемы в освоении отдельных предметов у некоторых учеников приводят к снижению учебной мотивации в целом.

Исследования структуры учебной мотивации в подростковом возрасте свидетельствуют, что подростки не нацелены на приобретение знаний в целом, несмотря на довольно высокий познавательный мотив. Внутренние мотивы — интерес, способности к изучению отдельных дисциплин, осознание необходимости изучения данного предмета для дальнейшего обучения или профессионального выбора являются основополагающими для поддержания учебной мотивации.

В целом, для мотивированного на успех ученика характерно:

  • активность и инициативность на уроках;
  • устойчивые стабильные результаты в учебной деятельности;
  • выбор учениками средних по трудности или слегка завышенных, но достижимых целей (расчетливый риск);
  • склонность к переоцениванию собственных неудач;
  • возрастание привлекательности задания в случае неудачи при его выполнении.


Подростки, мотивированные на неудачи. становятся одной из самых сложновоспитуемых групп обучающихся, так как несмотря на все усилия педагогов эти дети продолжают не учиться. Для таких учеников характерно:

  • низкая активность и инициативность на уроках;
  • выбор либо завышенных, либо заниженных по уровню задания;
  • склонность переоценивать успехи (эффект контроля ожидания);
  • в случае неудачи снижение привлекательности задания;
  • отсутствие склонности к планированию будущего.


Рассмотрим стратегии и тактики педагогического взаимодействия с обучающимися с преобладанием этого мотива.

1. Минимизация ошибок — рассматриваем ошибку как попытку, не наказываем за совершенные ошибки, рассматриваем ошибки других учеников, в том числе ошибки сильных учеников и собственные ошибки.

2. Установление позитивных отношений с одноклассниками — включение ученика в совместную деятельность с одноклассниками, даем ученику поручения, включаем в школьные дела, дела класса, предлагаем коллективные формы организации урока.

3. Изменение установки «я не могу» на «я могу» — изменение методов объяснения материала, дополнительная помощь учителя, концентрация на достигнутом, обучение позитивному рассказыванию о себе, формирование перспектив, в том числе профессионального выбора.


Изменение у обучающихся мотива на достижение успеха в учебной деятельность — сложная и кропотливая работа, требующая от педагогов колоссальных усилий. Исследования показывают, мотивированные дети и подростки не только лучше учатся, но, что важнее, получают больше позитивных эмоций от учебы, а значит с готовностью берутся за решение новых трудных задач, учебная мотивация становится основой жизненного успеха и ощущения полноты и счастья жизни.вою тему

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (928) 681-23-63

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».