Педагогическое общение: 4 ситуации, которыми нужно научиться управлять

10.03.2021

Из цикла «Слово психологу»

Общение приносит человеку немало положительных эмоций, потребность в общении относится к числу базовых (основных) потребностей личности. Однако, общение может вызвать и немало отрицательных эмоций, и переживаний. И сегодня мы с вами поговорим об общении, а именно — о педагогическом общении. Педагогическое общение, общение педагога с обучающимися – основа обучения, воспитания и развития детей и подростков. Особенностью педагогического общения является его противоречивость, неоднозначность, поэтому здесь бывает немало трудностей и сложных ситуаций.

По мнению практического психолога М. М. Рыбаковой, противоречивость связана с тремя аспектами педагогической деятельности: деятельностью, поведением и отношениями. Так, например, напряженность всегда возникает тогда, когда деятельность учеников не соответствует требованиям педагогов, либо, когда поведение учеников отклоняется от общепринятого, конфликтная ситуация возникает и тогда, когда между педагогом и учеником складываются неприязненные отношения, деловые отношения учебного сотрудничества подменяются межличностными. Предлагаем вам рассмотреть, приемы, конкретные психологические техники, позволяющие усилить личную эффективность, научиться навыкам, помогающим разрешать сложные ситуации во взаимодействии с детьми, подростками, а, порой, и с их родителями.

Ситуация 1. Управляем собственными эмоциями.

Любая неоднозначная, конфликтная ситуации общения вызывает негативные эмоции, поэтому, прежде всего, нужно научиться управлять собственными эмоциями, мешающими конструктивно общаться с другим человеком. Информация человека о самом себе – очень эффективное средство общения не только в свободной обстановке, но и в конфликтной ситуации. Непонимание чувств, переживаний другого человека, собеседника, партнера вызывает ответные негативные эмоции, приводит к конфликту. Чувства, переживания, отсутствие знаний или нерешительность всегда будут выступать барьером в общении, если другой человек не знает об этом. К сожалению, люди редко относятся к своим чувствам всерьез вместо того, чтобы признаться себе (а тем более другим) в своих же ощущениях беспокойства, неуверенности или страха, либо злости, раздражения (чего, по мнению большинства людей вообще не должен испытывать педагог), человек начинает себя уговаривать, чувства становятся более сильными, захватывают человека, разрешить сложную ситуацию в общении становится еще труднее. Важно понять, что каждый человек имеет право чувствовать то, что он чувствует, разрешить себе испытывать их и говорить о них. «Техника Я-сообщение» эффективна в том случае, если Вы испытываете чувства, который затрудняют общение. Назначение — уведомить другого человека о своих чувствах. Техника состоит из трех этапов: безоценочное описание ситуации — описание своих чувств — желаемый для вас исход ситуации. Например: «Ты часто перебиваешь меня, я начинаю раздражаться, мне бы хотелось закончить свою мысль».

Ситуация 2. Управляем эмоциями собеседника.

Вторая ситуация связана с умением управлять эмоциями другого человека, которые мешают конструктивному общению. В ситуации, когда партнер переживает сильные эмоции в общении, часто прибегают к практическим советам: «Не волнуйся», «Не переживай», «Забудь обо всем, ты все равно прав!», но вместо облегчения, эмоции накатывают с еще большей силой. Если у человека проблема, самый действенный способ — выслушать его. Техника «Ты-сообщение» — эффективна тогда, когда у человека сильные чувства, направленные на партнера и затрудняющие дальнейшее общение. Назначение — эмоциональное присоединение, сопереживание. Состоит их двух этапов: адрес (обращение по имени, либо ты, Вам, тебе, Вам) — чувство, которое испытывает другой человек — активное слушание, если необходимо другому человеку. Например: «Вам обидно», «Ты сердишься», «Вы раздражены». Если техника выполнена правильно, напряжение спадает, отрицательное чувство ослабевает.

Ситуация 3. Управляем ситуацией манипуляции.Хочу такой сайт

Еще к одной из сложных ситуаций общения относится навязывание чужих правил, манипуляция человеком, в любом случае манипуляция начинается тогда, когда у человека отнимают право — самим решать, как поступать. Поводом для манипуляции всегда является поведение самого субъекта, техника направлена на изменение поведения человека. Характерные для многих ошибки: оправдания, формулирование причин отказа, чувство вины. Но нельзя путать манипуляцию с открытой просьбой. Техника «Заигранная пластинка» — применяется для того, чтобы разрушить ситуацию манипулирования. Состоит из двух этапов: принятие проблемы, выражения сочувствия — короткий и жесткий отказ. Мануэль Смит, известный американский психолог, исследователь социальных установок писал: «Чтобы уверенно заявить о себе, усвойте один из наиболее важных моментов: настойчиво повторяйте, чего вы хотите, снова и снова, не повышая голос, без гнева и раздражения». Например: «Мне очень жаль, но я не смогу Вам помочь», «При всем уважении, не смогу», «Я понимаю, но не могу».

Ситуация 4. Управляем ситуацией критики.

Следующая ситуация общения, в которой может оказаться человек — ситуация критики. Типичными ошибками в данной ситуации будут оправдание, контратака, игнорирование, все эти стратегии поведения приводят к разрастанию конфликта, напряженности, появляется манипуляция, копятся внутренние обиды и эмоции. Целью поведения человека с этом случае является сохранение уверенности в условиях критики, переход обеих сторон к анализу ситуации, переключение отрицательных эмоций. Выбирая ту или иную технику реагирования, необходимо учитывать тип критики, ситуацию, в которой она происходит. Условно можно выделить хамскую (или запрещенную) критику, частично-справедливую и справедливую критику. Тактика реагирования на хамскую критику, обзывания, оскорбления — озвучивание вопросов, уточняющих объект критики вежливым тоном. Это могут  быть конкретные вопросы: «Что Вы имеете в виду?» , «Что Вы хотите сказать?», «У Вас настроение плохое?». К фактическим уточнениям относятся фразы: «Назовите факты», «Приведите примеры». Альтернативные или опустошающие вопросы лучше использовать, если звучат придирки: «Вы имеете в виду либо одно, либо другое ..?», «Вам не нравится то, другое, третье …, что вам еще не нравится?». Стратегия на частично-справедливую критику другая. Здесь нужно согласиться со справедливыми обвинениями и не принять на свой счет, то, что не относится к вам. Необходимо обратить внимание на слова обвинения: «вечно», «всегда», «никогда», порой именно они являются индикаторами частично-справедливой критики. Тактика — сузить область критики и согласиться, начиная со слов «да». Пример: «Вы постоянно меня перебиваете!», ответ: «Да, я действительно сейчас перебил Вас, извините!». Вторая тактика — перевести критику в достоинство. Пример: «Вечно Вы ко мне придираетесь!», ответ: «Да, я действительно хочу, чтобы Вы лучше знали мой предмет». Если в ваш адрес звучит справедливая критика, выход один — согласиться, при необходимости выразить сожаление, извиниться, нельзя оправдываться или нападать. Общими правилами реагирования на критику является сохранение доброжелательного тона, исключить эмоциональные выпадки, ответы на риторические вопросы, реплики должны быть короткими.

Надеемся, что описанные в статье конкретные техники и примеры разрешения сложных ситуаций в общении помогут вам сохранять позитивные отношения с другими людьми, учениками, их родителями, лучше понимать друг друга и выстраивать взаимодействие с ними на позициях доверия, принятия, сотрудничества.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 10.03.2021

Дата обновления: 10.03.2021

Дата публикации: 10.03.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (928) 681-23-63

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».